18
2:24
Поиск
Rambler's Top100Rambler's Top100
© 2005—2012 БИТРЭК
Отличительные особенности и практика применения

Опубликовано: 7-06-2012, 17:26

Отличительные особенности и практика примененияАсфальтобетоны, содержащие в своем составе резиновую крошку из амортизированных автомобильных шин, достаточно широко распространены в дорожном строительстве, в основном за пределами России. Большие площади покрытий автодорог из подобных асфальтобетонов различных типов построены в США, Канаде, Южно-Африканской республике, в нескольких странах Южной Америки. В Европе такие материалы также используются в большом количестве в южных странах – Франция, Португалия, Испания. Существуют участки покрытий дорог с включением резины в Швеции, Дании и Восточной Германии. Более 10000 км автомобильных дорог с покрытием из асфальтобетона, содержащего резиновую крошку, построено в Китае. Везде применяется технология Ashpalt Rubber (АR) или ее модификации, имеющие в своей основе так называемый «мокрый» способ введения резины в асфальтобетон.

 

В своем, ставшим уже классическим, учебнике издания 1985 года Лев Борисович Гезенцвей, обобщив результаты отечественных исследований, справедливо утверждал: «…резиновый порошок создает в асфальтобетоне развитую систему «центров эластичности», способствующую существенному улучшению его структурно-механических свойств. Наиболее характерным свойством «резинированных» асфальтобетонов является их повышенная эластичность в широком интервале температур. При высоких эксплуатационных температурах это означает бóльшую способность асфальтобетона к работе в упругой стадии, что предопределяет меньшую склонность к накоплению остаточных деформаций, а при отрицательных температурах – бóльшую деформативную способность и, следовательно, повышенную трещиностойкость. Наиболее отчетливо эластичность асфальтобетонов проявляется при периодически повторяющихся циклах нагрузка-разгрузка».

 

К сожалению, эта идеология в то время не смогла быть реализована в полной мере. Проведенные впоследствии более детальные исследования и натурные эксперименты показали, что действительно асфальтобетон с включением дробленой шинной резины демонстрирует улучшенные характеристики, но в течение достаточно короткого времени эксплуатации уложенного покрытия. Это время, даже по сравнению с традиционными покрытиями, оказалось существенно меньше.

 

То есть, непосредственное, так называемое «сухое» введение резиновой крошки из шин дисперсностью до 1 мм в состав асфальтобетонной смеси оказалось весьма не эффективно, что, кстати, отмечается и зарубежными специалистами.

 

Что же касается порошка частично девулканизированной шинной резины, с так называемой «раскрытой» или «нано» структурой частиц, то при высокой температуре а/б смеси они – эти частицы, очень быстро подвергаются термической деструкции, превращаясь в разорванные молекулы каучука, и принципиально не могут создавать «центров эластичности» в структуре асфальтобетона.

 

Поэтому в кругах отечественных дорожных специалистов не без основания длительное время было принято считать, что включение резиновой крошки в структуру асфальтобетона противопоказано, так как приводит к уменьшению пластичности и трещиностойкости, разуплотнению самопроизвольному и под нагрузкой, к снижению долговечности дорожных покрытий в целом.

 

Технологический процесс БИТРЭК принципиально отличается тем, что резиновая крошка из шин сначала смешивается с горячим битумом и под действием специальных химических реагентов внешняя поверхность частиц резины взаимодействует с компонентами битума и растворенными молекулами каучука. В результате образуется композиционное высокоструктурированное вяжущее, которое в составе резиноасфальтобетона надежно связывает минеральный каркас, предотвращая разрушение асфальтобетона под действием климатических и механических нагрузок.

 

Содержащиеся в вяжущем индивидуальные частицы резиновой крошки химически связываются с поверхностью минерального заполнителя и в оптимальной степени осуществляют полимерное дисперсно-эластичное армирование структуры асфальтобетона. При этом известные негативные последствия некорректного введения резиновой крошки в асфальтобетон полностью устраняются.

 

В настоящее время накопилось достаточно данных для анализа и предварительного обобщения результатов различных испытаний и производственного опыта устройства дорожных покрытий из резиноасфальтобетонов различного типа и сравнения характеристик этих смесей с традиционными горячими асфальтобетонами, приготовленными и уложенными в покрытие в соответствии с нормативными требованиями.

 

Отличительные особенности и практика применения Отличительные особенности и практика применения

 

 

Результаты проведенных испытаний показали заметные преимущества резино-асфальтобетонов БИТРЭК, особенно приготовленных на гранитном щебне, в том числе таких многощебенистых составов, к которым относятся смеси типа ЩМА:

  • - отмечено повышение прочности при температурах 50º и 20° с одновременным  снижением прочности при 0ºC для разных типов смесей, что свидетельствует о повышенной термостабильности резиноасфальтобетонов и их меньшей температурной чувствительности;
  • - установлено закономерное повышение водостойкости резиноасфальтобетонов всех типов по сравнению с традиционными, что определяет их большую устойчивость к агрессивному воздействию воды и других климатических факторов;
  • - показано, что параметры сдвигоустойчивости резиноасфальтобетонов БИТРЭК соответствуют нормам, рекомендованным для условий высокоинтенсивного движения транспорта, и заметно превышают параметры для смесей на битуме.

 

 

Результаты испытаний образцов из покрытий, которые были выполнены в производственных условиях и эксплуатировались в течение трех лет в условиях высокоинтенсивного движения, показывают значительное увеличение физико-механических и усталостных параметров даже по сравнению с вновь изготовленными асфальтобетонами на обычном битуме.

 

 

Отличительные особенности и практика применения


Выявлено повышение (от 3 до 5 раз) модулей упругости при испытаниях на изгиб при положительных температурах по сравнению с традиционными асфальтобетонами как на битуме, так и на основе других модифицированных полимерами вяжущих, что принципиально отличает резиноасфальтобетоны БИТРЭК от любых других типов асфальтобетонов на битумных вяжущих.

 

Обследование участков дорожных покрытий, проведенное по заданию РОСАВТОДОРА аномально жарким летом 2010 года в Москве, подтвердило полученные результаты лабораторных исследований и показало, что резиноасфальтобетоны БИТРЭК успешно выдержали экстремально высокие температуры эксплуатации в условиях московских транспортных нагрузок. Величина сдвиговых деформаций и колейности резиноасфальтобетонов БИТРЭК наименьшая из обследованных типов.

 

Кроме того, четко зафиксирован новый эффект – температура поверхности этих покрытий на 10-12° ниже, чем у типовых асфальтобетонов при одинаковых условиях инсоляционного нагрева. Так температура поверхности покрытия на обычном ЩМА составила 56-58°С, а на рядом расположенном участке рЩМА на БИТРЭКе – 47°С. Этот эффект создает дополнительные преимущества резиноасфальтобетонов для борьбы с колееобразованием, наряду с высокими модулями упругости и уникальной усталостной долговечностью.

 

Анализ результатов комплекса проведенных испытаний позволяет характеризовать резиноасфальтобетоны БИТРЭК как прочные и достаточно жесткие материалы с высокой усталостной прочностью и устойчивостью к сдвиговым деформациям в области положительных температур, повышенной трещиностойкостью и деформативностью в области отрицательных температур, то есть с расширенным температурным интервалом эксплуатации дорожных покрытий. Их рекомендуется применять для устройства верхних слоев покрытий и слоев износа в условиях высокоинтенсивного и грузонапряженного движения транспорта, а также для устройства дорожного покрытия искусственных сооружений.

 

Отличительные особенности и практика примененияОтличительные особенности и практика примененияОтличительные особенности и практика применения
Отличительные особенности и практика примененияОтличительные особенности и практика примененияОтличительные особенности и практика применения
Отличительные особенности и практика примененияОтличительные особенности и практика примененияОтличительные особенности и практика применения
Отличительные особенности и практика примененияОтличительные особенности и практика применения

 

В общей сложности за последнее время в Москве было выполнено свыше 7 млн. кв. м. дорожных покрытий из резиноасфальтобетонов БИТРЭК двух наиболее популярных типов рЩМА и рБ-1. Перекрыто более 300 улиц и ответственных магистралей, таких как Дмитровское ш., Каширское ш., Ленинградское ш. до аэропорта Шереметьево и вокруг него, эстакады ТТК с ортотропной плитой перекрытия, пр. Андропова, Вернадского, ул. Косыгина, Монтажная и др. Достигнуты положительные результаты использования высокопрочного износостойкого литого резиноасфальтобетона типов рЛМ и рЛР для выравнивания и защиты примыканий к деформационным швам на мостах и эстакадах.

 

Многолетний практический опыт устройства покрытий магистралей и улиц г. Москвы и других регионов показал, что дорожные покрытия из резиноасфальтобетонов на основе БИТРЭК значительно долговечнее, чем из обычных асфальтобетонов на битуме.

 

 

 

 

 



Просмотров: 1381   Версия для печати